
В числе приоритетных задач территориального развития России — строительство жилья, создание коммунальной и социальной инфраструктуры для привлечения кадров, развитие транспорта, расширение межрегиональных экономических связей.
Актуальность принятия этого важного документа в системе стратегического планирования страны определяется необходимостью достижения национальных целей в условиях новых вызовов и возможностей пространственного развития Российской Федерации. Новая Стратегия призвана максимально использовать пространство страны в достижение национальных целей с учетом необходимости эффективного использования имеющихся ресурсов.
Эксперт Поволжского института управления имени П.А. Столыпина РАНХиГС, декан факультета экономики и управления Светлана Родионова отмечает: «Национальные проекты продолжают являться одним из основных инструментов достижения утвержденных Президентом РФ национальных целей развития и реализации программы социально-экономического развития России до 2030 года. Они содержат ключевые решения, направленные на укрепление экономики страны, обеспечение технологического суверенитета и улучшение жизни граждан.
При этом важно учитывать, что инфраструктурное развитие требует системного подхода и учёта экономических, демографических, инфраструктурных и технологических вызовов. По оценкам экспертов, успешный запуск и реализация масштабных инфраструктурных проектов до 2030 года позволят создать до 400 тыс. рабочих мест и улучшить качество жизни для 70—80 млн человек. Ежегодный прирост ВВП при этом составит 1,2—1,7%.
Самым крупным инфраструктурным нацпроектом в ближайшие годы будет «Инфраструктура для жизни». До этого национального проекта в ближайшие три года планируют довести из федерального бюджета 3,94 трлн руб., включая 1,17 трлн руб. в 2025 году.
Нацпроект объединит усилия по строительству жилья, дорог, социальных объектов, модернизации коммунальных сетей и развитию общественного транспорта, синхронизируя все виды работ для достижения качественно нового уровня инфраструктуры.
Проект тесно связан со стратегией пространственного развития России. Национальный проект «Инфраструктура для жизни» призван обеспечить регионы страны новой качественной жилищной, транспортной, социальной и коммунальной инфраструктурой.
Национальный проект «Инфраструктура для жизни» стал преемником сразу двух прежних национальных проектов: «Безопасные качественные дороги» и «Жилье и городская среда».
Но объем федеральных средств в новый нацпроект в 2025 году будет в полтора раза больше, чем в два старых: 1,17 трлн руб. против ожидаемых в 2024 году почти 785 млрд руб. (данные на 1 октября 2024 года).
Из-за большой доли социальных обязательств доля инфраструктурных и смежных инициатив («Инфраструктура для жизни» и «Эффективная транспортная система») в общем объеме федеральных расходов на нацпроекты в 2025 и последующих годах будет ниже, чем в 2024 году (22—25% против 29%). Но в абсолютном выражении вложения в эти два новых нацпроекта будут расти: с 1,3 трлн руб. в 2025‑м до 1,6 трлн руб. в 2027‑м и против 0,9 трлн в 2024 году. Это является позитивным сигналом, как для инфраструктуры, так и для строительной сферы в целом.
Помимо условно автодорожных и условно жилищных федеральных проектов в «Инфраструктуре для жизни» запланированы федеральный проект в ЖКХ «Модернизация коммунальной инфраструктуры» и федеральный проект в железных дорогах «Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла».